ГАЗуем на экспорт

Как российский производитель стал частью мирового автопрома


Еще 10-15 лет назад российский автопром был слабым звеном российской промышленности, героем расхожих анекдотов о качестве сборки и вызывал чувство стыда у тех, кто хотел бы гордиться своей страной не только за исторические доблести, но и за прорывы в будущее. А сегодня российский автопроизводитель «Группа ГАЗ», в которую входит 13 заводов, выпускающих современные фургоны, грузовики и автобусы, производит еще и десятки тысяч машин для таких гигантов мирового автопрома, как Volkswagen и Mercedes.

Чтобы получить контракты на сборку иномарок, ГАЗу пришлось доказать, что он умеет выпускать машины по мировым стандартам качества. И это было непростой задачей для предприятия, которое еще 15 лет назад находилось на грани банкротства.

В этом году ГАЗ, которым владеет российский бизнесмен Олег Дерипаска, отметил 5-летие сотрудничества с компанией Volkswagen, при этом создал и собственную новую линейку автомобилей, которая недавно получила восторженные отзывы европейской прессы на международной выставке коммерческого транспорта в Германии.

Манфред Айбек, генеральный директор корпорации «Русские машины» (крупнейший российский машиностроительный холдинг, в который входит «Группа ГАЗ»):
- Последние пять лет стали самым динамичным периодом в истории корпорации «Русские машины» и ее ключевого актива, «Группы ГАЗ». Начиная с 2011 года, компания реализовала ряд важнейших стратегических проектов – создала индустриальные партнерства с мировыми производителями VW и Daimler, открыла автокомпонентные предприятия совместно с компаниями Bulten и Bosal, кардинально модернизировала собственные производства. На Горьковском автозаводе сейчас работают новые цеха сварки, штамповки, окраски, которые по уровню оснащения не уступают ведущим мировым производствам. В результате всех изменений, Группа ГАЗ смогла разработать и вывести на рынок полную линейку новой коммерческой техники GAZ NEXT, запустить производство современных дизельных и газовых двигателей в Ярославле. Успех автомобилей GAZ NEXT на международной выставке IAA-2016 в Ганновере показал, что наши усилия минувших пяти лет были не напрасными - являясь безусловным лидером российского рынка коммерческого транспорта, «Группа ГАЗ» готова наращивать свое присутствие и на глобальном рынке. Мы планируем увеличить объемы экспорта коммерческой техники более чем в два раза, и это та амбициозная цель, которую «Группа ГАЗ» ставит перед собой на следующее пятилетие.

ПРОРЫВЫ В РОССИЙСКОМ АВТОПРОМЕ, КОТОРЫЕ ВСЕХ УДИВИЛИ

Пять лет назад ГАЗ начал сотрудничество с компанией Volkswagen, для которой выпускает автомобили VW и Skoda, выполняя полный производственный цикл, включающий сварку, окраску и сборку. За это время на Горьковском автозаводе было выпущено 170 тысяч автомобилей для компании Volkswagen и создан новый обучающий центр, в котором рабочие ГАЗа проходят обучение лучшим стандартам мировой автоиндустрии.

Несколько лет назад ГАЗ стал партнером и другого мирового лидера – компании Мерседес. В итоге сегодня на соседних конвейерах одни и те же рабочие по одним и тем же стандартам выпускают автомобили ГАЗель и Мерседес!

Продолжением сотрудничества стал выпуск двигателей для Мерседесов на площадке другого предприятия, входящего в Группу ГАЗ – Ярославского моторного завода. А затем ГАЗ взялся и за изготовление штампованных деталей кузова для продукции немецкого партнера, помогая локализовать компоненты для иномарки, а значит увеличивая налоговые отчисления и рабочие места у нас в России.

Выпуском компонентов можно заниматься не только для своих партнеров, но и для любых иностранных автопроизводителей, которые работают в России, если, конечно, для этого есть мощности, высококвалифированные специалисты и стремление к развитию.

За последние несколько лет ГАЗ создал несколько производств по выпуску компонентов современного уровня качества, включая производства выхлопных систем, деталей крепежа и отливок различных компонентов для двигателей.

Мотор – это не только сердце машины, но и важнейшая составляющая ее себестоимости, а еще и возможность без ограничений создавать новые модификации автомобилей. Если у компании есть свой современный двигатель – то у нее есть будущее. Три года назад «Группа ГАЗ» построила в Ярославле новый завод по выпуску дизельных двигателей, в который вложила 11 миллиардов рублей.

Сегодня это один из самых современных заводов по выпуску двигателей в Европе. Уровень автоматизации завода – 90%. Все рабочие, которые на нем трудятся, имеют высшее образование и многие из них проходили стажировку на предприятиях в Европе.

В ноябре 2016 года на том же самом новом заводе в Ярославле ГАЗ запустил производство двигателей, работающих на сжатом природном газе. Для потребителей газовое топливо дает экономию в эксплуатации как минимум на 50% по сравнению с традиционными видами топлива – бензином и дизелем. А еще оно позволяет продлить ресурс работы двигателя в 1,5 раза и дает в несколько раз меньше вредных выбросов в атмосферу.

Новые двигатели ЯМЗ будут применяться на самой разнообразной технике – грузовиках, автобусах, строительно-дорожных и сельхозмашинах. Этот проект был признан стратегически значимым для российского машиностроения, старт производству газовых двигателей дал Президент страны Владимир Путин.

Мало купить технику, работающую на газе. Надо еще где-то ее заправлять. В стране существует свыше 300 метановых заправок, но этого пока недостаточно для массой газификации транспорта в России. Поэтому холдинг «Русские машины», в который входит «Группа ГАЗ», начал производство собственных заправок для газового транспорта.

Новые технологии, которые применяются на таких заправках, обеспечивают высочайшее качество и чистоту топлива, а также позволяют заправлять технику быстро и без очередей – заправка одного автобуса занимает несколько минут, тогда как на традиционных газовых станциях автобус может заправляться до 30 минут.

В «Группу ГАЗ» входит несколько автобусных предприятий, которые производят самые массовые марки автобусов в стране: ЛИАЗы, ПАЗы и КАВЗы. В 2014 году «Группа ГАЗ» поставила свыше 700 автобусов для Олимпиады в Сочи, на которых российские болельщики совершили 3,5 млн поездок.

«Олимпийские» автобусы были оснащены по последнему слову техники: двигателями с высоким крутящим моментом для эксплуатации в сложном рельефе горного кластера Сочи, электронной системой управления подвеской с функцией подъема и опускания кузова для преодоления сложных участков дороги, системами пожаротушения, бортовым навигационным связным терминалом, обеспечивающим связь с диспетчерским пунктом. А сегодня «Группа ГАЗ» применяет эти технологии в производстве автобусов как для поставки самым взыскательным клиентам в российских регионах, так и на экспорт.

Для того, чтобы выпускать современные качественные автомобили, нужно современное оборудование. За последние годы ГАЗ вложил в модернизацию заводов и обновление техники свыше 1 млрд долларов. На Горьковском автозаводе была построена новая автоматизированная линия штамповки, оборудованная многофункциональными роботами последнего поколения и прессами.

На линии производятся крупногабаритные детали - лицевые панели боковин, основания, сдвижные и распашные двери. Создание новой линии позволило обеспечить высокую точность изготовления деталей и высокую производительность. Мощность линии – от 6 до 8 деталей в минуту.

Новый сварочный комплекс на Горьковском автозаводе позволяет в автоматическом режиме производить кузова различных модификаций. В цехе установлены современные роботы грузоподъемностью до 700 кг. Каждый робот, самостоятельно меняя оснастку, способен выполнять операции по транспортировке деталей, сварке, офланцовке, нанесению клеев и герметиков. Допустимая погрешность сварочной точки - не более двух сотых миллиметра!

На современном окрасочном комплексе ГАЗа, в который инвестировано 50 млн евро, трудятся среди прочих и абсолютно уникальные роботы. Один из них - так называемый интерьерный – помещается в кузов автомобиля и окрашивает его изнутри, учитывая при этом тысячи параметров, в том числе гравитацию. Технологии нового окрасочного комплекса обеспечивает не только равномерную окраску автомобиля, но и гарантированную защиту от коррозии.

Модернизировав производства, ГАЗ начал выпуск новых моделей техники, создав целую линейку грузовиков и автобусов нового поколения NEXT. Жемчужиной в этой линейке стал фургон ГАЗель NEXT. С запуском этой модели «ГАЗ» вышел в сегмент фургонов с объемом кузова более 13 куб. м, в котором раньше были представлены только иномарки.

Двухрычажная независимая передняя подвеска, реечное рулевое управление, тормозная система с двукратным запасом мощности, просторная и удобная кабина водителя обеспечивают отличную управляемость, высокий уровень комфорта и надежности машины.

Невероятная проходимость и повышенная надежность — этими качествами обладает современный большегрузный внедорожник, созданный «Группой ГАЗ» в прошлом году – автомобиль «Урал NEXT». Этот автомобиль эксплуатируется там, где нет дорог и где не проедут другие машины. Нефтяники, геологи, строители, лесопромышленники уже высоко оценили новый уровень комфорта легендарного российского внедорожника.

Автобус – это не только средство передвижения, но еще и лицо города, по которому можно судить о качестве и современности городской инфраструктуры. Дизайн нового автобуса Вектор NEXT выполнен в соответствии с передовыми мировыми тенденциями автобусостроения. Улучшенная эргономика рабочего места водителя позволяет снизить утомляемость в пути. В автобусе достигается комфортная температура за счет раздельной системы кондиционирования для пассажиров и водителя и низкий уровень шума - благодаря применению современного двигателя и эффективной системы шумоизоляции. Благодаря новой передней оси с увеличенным углом поворота колес автобус обладает отличной маневренностью. А пневматическая тормозная система и ABS обеспечивают надежное замедление автобуса в любых дорожных условиях.

Надежность, функциональность, комфорт – три главных принципа, заложенных в конструкцию еще одного нового автомобиля ГАЗа – среднетоннажного грузовика ГАЗон NEXT. Современные технические решения позволили обеспечить лучшие в своем классе условия гарантии: три года или 150 000 км пробега. Такого предложения нет больше ни у одного из производителей.

В сочетании с увеличенной грузоподъемностью, хорошей эргономикой и отличной управляемостью это сделало «ГАЗон NEXT» лучшим выбором для бизнеса, социальной сферы, коммунального хозяйства. Благодаря выводу на рынок новой модели, производству которой осенью 2014 года дал старт президент РФ В.В. Путин, ГАЗ увеличил свою долю в сегменте среднетоннажных грузовиков с 67% до 73%.

Благодаря выводу новой линейки NEXT последние три года ГАЗ собирает все возможные номинации и премии, которые выдают эксперты или присуждаются народным голосованием в интернете за лучшие автомобили. Так, на престижном конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года в России-2016» «Группа ГАЗ» победила сразу в четырех номинациях из пяти, оставив позади себя по итогам голосования всех иностранных и российских конкурентов. Цельнометаллический фургон «ГАЗель NEXT» стал победителем в сегменте малотоннажной техники, «Вектор NEXT» признан «Маршрутным такси года», автобус ГАЗ Kursor стал лучшим городским автобусом а «Урал NEXT» получил звание «Грузовик года».

Есть ли смысл продавать современные машины только на российском рынке, если они могут заинтересовать и зарубежных клиентов? В этом году ГАЗ представил свою новую линейку техники NEXT на международной выставке коммерческого транспорта в Ганновере. «Вас ист дас – ГАЗ?» – удивлялись немцы, которые видели впервые продукцию российского бренда. А потом с удивлением отмечали современный уровень дизайна машин и тщательно фотографировали каждый узел, чтобы понять, какие технические решения используются в надежной технике для плохих дорог и суровых климатических условий. Международная пресса пестрела заголовками «Русские идут», а голландское издание Truckstar резюмировало: «Завоюют ли российские бренды рынок грузовых автомобилей? Очень даже возможно».

Чтобы проверить новую модель на прочность, производители устраивают многочасовые и многокиллометровые тесты на специальных стендах и на полигонах. Но самые суровые испытания автомобили проходят в изнурительных условиях автомобильных гонок, которые дают возможность производителю получить информацию о том, на что способен автомобиль, когда его эксплуатируют на пределе возможностей. Несколько лет назад ГАЗ создал гоночную команду для участия в ралли-рейдах, при этом в автомобилях, которые участвуют в спортивных соревнованиях, применяются серийные узлы и агрегаты. И если на первых своих состязаниях ГАЗель стала объектом шуток в стиле «передайте за проезд», то уже по итогам российских чемпионатов участники, пропустившие ГАЗ на призовые места пьедестала, всерьез зауважали нового конкурента.

В 2017 году ГАЗу исполняется 85 лет. Предприятие, разработавшее за свою историю семь поколений грузовых, шесть поколений легковых автомобилей и выпустившее свыше 18 миллионов машин, продолжает свою историю прорывом в будущее – с современными технологиями, новыми автомобилями и серьезным потенциалом для экспортного прорыва.