Милиционер в рок-клубе: тест-драйв опытного газового Урал NEXT

Колеса.ру

Казалось бы, что интересного может быть в Урале, тем более, что мы про него уже писали? Ну, во-первых, я ещё не писал. А во-вторых, этот Урал Next – не просто какой-то там Урал, а тот самый газовый, который принял участие в  пробеге автомобилей на природном газе «Голубой коридор-2017: Иберия – Балтия». Да и вообще, если вам кажется, что кататься на Урале неинтересно, идите и ложитесь спать: вам утром ещё в школу идти.

Наслаждаясь седым Уралом…

Подозреваю, что песню Юрия Туманова с этими словами знают не все. Что же, разбавлять водку бальзамом “Иремель” тоже дано не каждому, хотя может, это и к лучшему (кто знает, тот поймёт).

 

Позволю себе небольшую цитату:

Наслаждаясь седым Уралом, 
Как природой, так и напитком,
Мы катили по перевалам
Зим лес — что-то вроде пытки…

 

Поясню: “Седой Урал” — это ещё и название пива, более всего бывшего популярным как раз на южном Урале. Так что игра слов тут определённо есть. Но мы сделаем её ещё сложнее, добавив сюда автомобиль Урал. Зачем? Затем, что лучше всего его было бы тестировать именно где-нибудь в Уральских горах. У меня такой возможности пока не было, но в конкретном случае она и не нужна: этот Урал NEXT участвовал в абсолютно дорожном автопробеге. И ему было сложнее, чем остальным участникам пробега, для которых ровный асфальт — родная стихия.


Моё доброе сердце разрывалось от такой несправедливости по отношению к монстру производства Группы ГАЗ, и я при первой же возможности угнал этот грузовик хотя бы на небольшой тест-драйв. Интересны были два момента: как работает вся эта газовая история в реальной жизни, и можно ли на этом чудище ездить по асфальту.

 

Как оказалось, Урал, от вида которого дрожали губы отцов, сравнивающих Урал NEXT со старыми Уралами из дембельских альбомов — машина просто потрясающая: обрастая новыми технологиями, она смогла сохранить всё то, чем она вызывала уважение и у наших сограждан, и у шпионов НАТО. Хотя, конечно, внешне Урал NEXT стал гораздо более цивилизованным. Его вид уже не внушает страх и ужас, а иногда даже ласкает взор. Как так получилось?

 

Конечно, решающее значение имеет кабина. Про неё сказано уже всё и даже чуть больше. Поэтому повторю только самое важное: тут используется пластиковое оперение. Офицеры диванных войск России вещали во всю силу своих лёгких: всё это благолепие сломается к чертям собачьим от перового же камушка! Уважаемые аналитики, вынужден разочаровать: пластик этот сломать очень тяжело. Уралы NEXT работают в разных регионах нашей большой страны, и пластик одинаково хорошо чувствует себя и в жару, и в мороз. Ну и выглядит кабина, конечно, гораздо интереснее. Внутрь мы ещё сядем, а пока посмотрим, что там за надстройка стоит на нашем шасси.

 

А стоит у нас тут передвижная ремонтная мастерская. Давайте откроем дверь и зайдём внутрь.
Лезть, само собой, придётся высоко. Но это несложно: есть раскладная лестница, поэтому забраться в кабину надстройки можно без труда, хотя общая высота получается приличной, а общее количество ступенек до пола оказывается равным пяти.

 

Внутри для мастерской неожиданно уютно. Этому способствует удачное, на мой скромный взгляд, зонирование внутреннего пространства. Небольшой в целом объём смогли использовать очень рационально и полно. Есть даже вешалка для одежды, что очень удобно. Ещё из самого необходимого присутствует автономное отопление, освещение, шесть посадочных мест, аптечка и даже переговорное устройство для связи с теми, кто едет в кабине рядом с водителем.

 

Так, а чем тут можно при надобности что-то отремонтировать?

Слева от входа стоит верстак, на котором установлены тиски. Под ним — ящики для инструмента. Всё простенько, но со вкусом. Любителей сварки порадует сварочный аппарат, а если возникли сомнения насчёт энерговооруженности автомастерской, отбросьте их смело: при желании тут можно подключить нужное оборудование не только к 220-вольтовой розетке, но и к 380-вольтовой.

 

А теперь вернёмся на землю и посмотрим, как тут себя чувствует газовая аппаратура.

 

ДВА В ОДНОМ

Многие из вас знают, что кроме дизельных, есть и газодизельные автомобили, и газовые. В первых газ может использоваться вместо воздуха для приготовления топливовоздушной смеси, а может быть альтернативой основному топливу — солярке. Газовые моторы могут работать на сжиженном газе, а могут на сжатом (компримированном). Особенность сегодняшнего Урала заключается в том, что заправить его можно и сжиженным газом, и сжатым.

 

Девять баллонов общим объёмом 892 л со сжатым газом тут увидеть трудно: они стоят за кабиной так, чтобы не снижать геометрическую проходимость Урала. Согласитесь, зачем кому-то нужен Урал, который не имеет своего главного козыря — убойной проходимости? А вот красивый блестящий бак сбоку — это как раз криогенный бак для сжиженного газа. Его объём — 450 литров. Очевидно, что жидкий газ — это ещё не совсем топливо: тяжело зажечь что-то, температура чего ниже 160 градусов Цельсия, а сжиженный газ имеет как раз такую температуру (иначе он не может стать сжиженным). Поэтому сначала сжиженный газ переводят в газообразное состояние, а уже потом подают в двигатель. Причём из 450 литров сжиженного газа получается 240 кубометров газа. Что же в этом хорошего?

 

Сначала пропоём минутку дифирамбов газу как топливу. Во-первых, газ дешевле тяжёлого топлива, и это — самое важное. Второе — выбросы оксидов азота и углеводородов существенно ниже, чем у дизельного мотора (на 66% и на 89% соответственно). Ну и, наконец, третье: запас хода у газового Урала NEXT составляет одну тысячу километров.

 

Было бы несправедливо не упомянуть, что мотор тут самый что ни на есть отечественный — ярославский ЯМЗ-536. Как вы помните, это рядный шестицилиндровый двигатель (хотел сейчас сказать, турбодизель, но вовремя сдержался) объёмом 6,65 л. Чем радует его газовая версия, так это тем, что она не стала слабее. Тут всё те же 312 л.с. при 2 300 об/мин и максимальные 1 226 Нм крутящего момента при приблизительно полутора тысячах оборотов.

 

Всё, хватит разговоров! Полезли в кабину и попробуем покататься.

 

НЕОЖИДАННО И ПРИЯТНО

Не знаю как вы, а по мне лазить по кабинам капотных грузовиков — счастье. Удобства посадки у них не отнять. А тут ещё и сделали очень удобную и практичную вещь: нижнюю ступеньку, подвешенную на тросах. Они и от земли невысоко, и в случае штурма бездорожья их погнуть нельзя (например, об ствол поваленного дерева в лесу или об камень). Поэтому легко запрыгиваем в кабину и смотрим, что нам тут наконструировали в Группе ГАЗ.

 

В общем-то, всё знакомо. Унификация сейчас у грузовиков этого предприятия просто впечатляет, так что панель, органы управления, приборы — всё можно встретить и на других газовских автомобилях. В Урале всё это выглядит очень прилично, и немалая в том заслуга того факта, что в старых Уралах всё это выглядело очень неприлично.

 

Сиденье очень легко подогнать под любого водителя, настроек хватает. Да и сидеть в нём удобно. Рулевое колесо выглядит небогато, но и его держать в руках приятно, ведь мы помним, что сидим в грузовике-внедорожнике, а тут и требования к рулю другие. Одно дело держаться за этот руль, а другое — отмывать его после своих грязных лап: мало ли куда тебя судьба закинет, бывает разное. А в Урале судьба может закинуть вообще чёрт знает куда, где и руки помыть негде.

 

Об этом говорят и все остальные материалы интерьера. Пластик недорогой и практичный, как раз то, что надо.

 

Приборная панель тоже уже хорошо знакома по Газелям и Газонам. И опять радуемся изящному исполнению индикации показаний манометров контуров тормозной системы. Многие ещё помнят, что некогда эти манометры были важнейшими приборами в грузовиках с пневматическими тормозами. Например, на ЗиЛ-131.

 

Именно показания манометра решали, поедешь ли ты сегодня куда-нибудь, а если поедешь, то сможешь ли остановиться. Времена неразжимных пневмотормозов прошли, системы стали совершеннее и надёжнее, страх манометров пропал, и теперь их можно сделать изящными и малозаметными. Это тоже хорошо.

 

Хорошо, что и индикация уровня топлива (газа в нашем случае) абсолютно такая же, как была с дизельным мотором. И кнопка переключения СПГ/КПГ (сжиженный/компримированный природный газ) выглядит не инородной приблудой, а штатной аккуратной клавишей. Да что там говорить, даже дефлекторы а-ля Логан наконец-то нашли своё место (в легковых машинах они выглядят несколько грубовато).

Previous

 

Нет ничего удивительного в том, что тут есть типично грузовые и внедорожные опции: система централизованной подкачки колёс, блокировки, пониженный ряд раздатки… Всё это — must have, как говорят в этих ваших интернетах. А вот, например, круиз-контроль — это уже что-то новенькое. Казалось бы, зачем он Уралу? Я и сам не совсем это понимаю (машина не для трассы, это очевидно), но вот одному из водителей, который вёл эту машину во время пробега «Голубой коридор-2017: Иберия – Балтия», круиз-контроль понравился. Может, и не ему одному, но других я не спрашивал.

 

Ну а теперь запустим двигатель и дадим газу! В буквальном смысле этого слова.

Рядная “шестёрка” работает ровненько и почти без вибраций. Таким моторам тяжело вибрировать даже в силу своей конструкции, а на газе она и вовсе работает мягко. Но это не значит, что её не слышно. Слышно, и ещё как слышно. Но, может, в этом и таится великая сермяжная правда Урала: Урал, которого не слышно — это Урал на консервации.

 

Глядя на благолепие кабины (и это я серьёзно, иронии тут не место), очень хочется положить ладошку на какой-нибудь красивый и удобный набалдашник рычага КПП. Но, увы: обычный шарик, скучный, как новогодние каникулы трезвенника. Ещё и в царапках каких-то. В общем, элемент инородный. Граждане из Группы ГАЗ! Поставьте, пожалуйста, что-нибудь другое, а то мы, те, кто приезжает на тест-драйв, немножко катается, трескает круассаны, а потом ничего толкового сказать не может, уже замучились ругать этот рычаг! То он у нас в панель упирается, то набалдашник некрасивый.

 

Так вот. Выжимаем сцепление и включаем передачу. Можно третью, можно четвёртую. Но лучше вторую. Коробок на Урале может быть две: ярославская “пятиступка” или ZF челнинской сборки с девятью передачами (включая «ползущую»). Вторая полагается как раз нашему “топовому” мотору с настройкой на 312 л.с. Я уже как-то говорил, что восторга у меня эти коробки не вызывают: нужно прикладывать значительное усилие на рычаг. Хотя чёткость переключения  позволяет привыкнуть к коробке быстро, главное — мотать рычаг по кабине и не бояться его сломать. Что поделать — ведь хотя бы что-то наследственное у Уралов должно оставаться.


ХОРОШО, ЧТО ТЯГА У ЭТОГО МОТОРА ОЧЕНЬ ПРИЛИЧНАЯ, ДА И ТРАНСМИССИЯ ТОЖЕ УДАЧНАЯ: НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ СИЛЬНО «КРУТИТЬ». НА ВЫСОКИХ ОБОРОТАХ ОН НАЧИНАЕТ ПОДВЫВАТЬ, КАК РАНЕННЫЙ КОМАНЧЕМ КОЙОТ, НО ЕСЛИ НЕ ВПАДАТЬ В КРАЙНОСТИ, МОЖНО ОБОЙТИСЬ И БЕЗ ЭТОГО ВОЯ.


Ну, ложек дёгтя достаточно. Теперь навалим бочку мёда.

Очень радует рулевой механизм. Пусть Урал NEXT уже далеко не новинка, но и сейчас нормальный руль и его адекватная реакция на повороты радует просто люто. Ни запредельных люфтов, ни чрезмерного усилия, ни гигантского радиуса баранки в нём нет. Да и просто держать этот руль в руках — удовольствие.

 

Педальный узел не только удобный, но и не вызывает замечаний в работе. Да, есть небольшая задержка на педали газа, но на каком автомобиле с электронной педалью при желании нельзя найти задержку? Это совсем не напрягает, и практически сразу эту особенность перестаешь замечать.

 

Некоторые авторы тестов Урала NEXT упрекают его в не очень хорошем обзоре. Действительно, если сесть неудачно, то боковые стойки могут создать некоторые неудобства. Но всё можно исправить регулировками водительского кресла и руля (последняя тут есть, пусть даже только в одной плоскости). Да и боковые зеркала удачны, хотя есть опасения, что, например, в лесу они долго не проживут. Но это — только догадка.

 

На ходу ещё раз с благодарностью вспоминаешь тех, кто решил ставить сюда пневматическое сиденье: рессорная подвеска спереди и рессорно-балансирная сзади способна вытрясти душу даже на неровностях лежачих полицейских на асфальте.

 

НА ВОЛЮ, В ПАМПАСЫ!

Жаль, что Урал на асфальте выглядит так же неестественно, как пресловутый милиционер в рок-клубе. Ему бы в грязь, в естественную среду обитания… Но ведь как-то он прошел тысячи километров пробега? И даже не “как-то”, а практически без поломок. Тут пригодились и огромный (по меркам автомобиля такого класса) запас хода, и топливная экономичность, и сравнительная дешевизна газа. То есть, все преимущества, которые даёт машине газовый мотор. А тут есть и ещё одно важное обстоятельство: комбинированная система позволяет заправиться как сжиженным, так и сжатым газом, в зависимости от того, какая заправка оказывалась ближе. Ну и, конечно, не помешал и круиз-контроль.

 

И всё же за мной должок: когда-нибудь мы загоним этот газовый Урал в нормальные для него (и ненормальные для человека) условия и посмотрим, что он покажет там. Уверен, это будет интереснее, чем на асфальте.


http://www.kolesa.ru/test-drive/militsioner-v-rok-klube-test-drajv-opytnogo-gazovogo-ural-next