Столетие как начало нового

Комсомольская правда

К вековому юбилею Ярославского моторного завода приурочили старт производства газовых двигателей ЯМЗ-530 экологического стандарта "Евро-5".

photo ДИАЛОГИ С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ
Фразу о том, что ЯМЗ - одно из лучших предприятий России, произнес президент Владимир Путин. Он лично прилетел в Ярославль, чтобы поздравить двигателестроителей и с юбилеем, и c новым продуктом.

Вообще история появления нового дизельного, а затем и газового мотора уникаль на. Все началось в середине 2000-х годов, когда основной владелец Горьковского автозавода и группы «Базовый элемент» Олег Дерипаска (Ярославский моторный является частью «Группы ГАЗ», которая, в свою очередь, входит в «Базовый элемент»), принял решение о строительстве нового завода по производству современных дизельных двигателей. К тому моменту ничего принципиально нового в дизельном сегменте отечественного двигателестроения не происходило уже около сорока лет. Двигатели, которые выдавали заводы, хоть и работали, но не выдерживали конкуренции с передовыми западными моторами.

«Мы хотели построить современный завод, который бы мог смело конкурировать с зарубежными производителями. В результате сегодня Ярославский завод - один из самых инновационных и эффективных в Европе. С самого начала нашей задачей было создание высокоэффективного и инновационного производства. Другого такого ни на тот момент, ни сейчас в России нет», - сказал Олег Дерипаска в субботу, когда в присутствии Президента РФ Владимира Путина запускали серийное производство газовых двигателей ЯМЗ-530 экологического стандарта Евро-5. «Это самая современная отечественная разработка газового двигателя для грузовой, пассажирской, сельскохозяйственной и строительно-дорожной техники», - добавил он.

Строительство завода началось в 2007 году. Понятно, что 2008 год внес свои коррективы, но руководство «Группы ГАЗ» продолжало делать ставку на развитие и будущее. Сегодняшний успех завода, как сказал на встрече с сотрудниками ЯМЗа Президент России Владимир Путин, возник,потому что «здесь, на ЯМЗе, нашлись такие высокопрофессиональные люди, как вы. Именно благодаря вам предприятие добилось впечатляющих результатов».

Вместо запланированного часа президент провел на новой площадке ЯМЗа более двух часов. Долго общался с сотрудниками компании: молодые люди успели расспросить его и о перспективах поддержки автопрома, и о ракетно-космической отрасли, и о программе утилизации автомобилей («Отказываться? Я не вижу смысла от нее отказываться, программа отлично зарекомендовала себя», - сказал Путин), и о материнском капитале.

Даже на символическую «зеленую кнопку», давшую старт производству газовых двигателей, Путин нажал не вместе с руководителями компании (как это обычно бывает), а в окружении молодежи.

АВТОМАТИЗАЦИЯ И ЛОКАЛИЗАЦИЯ
Производство двигателей на новой площадке Ярославского моторного завода стартовало в 2012 году. Сегодня это, пожалуй, одно из самых молодежных подразделений всей «Группы ГАЗ». И одно из самых автоматизированных. Наладчик станков и манипуляторов Денис Степанов работает здесь уже 5 лет. У него высшее техническое образование, которое, по словам Дениса, пригождается регулярно. В принципе это никого не удивляет: 70% сотрудников данного подразделения имеют в своем активе вузовские дипломы, некоторые учатся в аспирантуре.

- Не думаю, что на зарубежных заводах стоит более современное оборудование, чем у нас, - говорит Денис.

- Вот, например, линия производства коленвала, - он показывает на ряд станков, выстроившихся в очередь длиной несколько десятков метров, - на ней работает всего 3 человека. Все операции выполняются автоматически.

Моторостроителям удалось добиться и высокого процента локализации производства. Тактика была такой: на первых этапах работы завод использовал до 40% зарубежных комплектующих, при этом параллельно размещая заказ у потенциальных российских поставщиков. Как только поставщику удавалось достичь уровня качества, гарантированно соответствующего мировым аналогам, контракт с иностранным поставщиком прекращался.

Во время экскурсии по заводу Владимиру Путину показывают мини-экспозицию формата «было - стало»: детали, которые ранее закупались за границей, а теперь производятся в России. Разница между ними - лишь в цене и адресе производства. Внешний вид и качество идентичны.

ЧЕГО ХОТЯТ ПОКУПАТЕЛИ?
В любом случае автоматизация, локализация и уровень технической грамотности сотрудников - это для предприятия не цель, а лишь средство. По-настоящему валидную оценку компании ставит рынок. Газовый средний рядный двигатель ЯМЗ-530 CNG, спроектированный на базе суперуспешного дизельного ЯМЗ-530, должен составить конкуренцию зарубежным аналогам, причем не только в России, но и за ее пределами.

- Проектируя двигатель, мы изначально ориентировались на зарубежный уровень, - говорит Дмитрий Мокроусов, главный конструктор ЯМЗ. - Газовый ЯМЗ-530 формально относится к классу Евро-5.

Но, для того чтобы модернизировать его под более высокий экологический стандарт, потребуется минимум усилий: он уже сейчас практически соответствует Евро-6.

Дмитрий Мокроусов - человек, который, как шутят на заводе, «нарисовал первые две линии на первом чертеже будущего двигателя». О моторах 530-й серии он знает все - от состава чугуна до «состава участников» предприятий, которые приобретают (или могли бы приобрести) двигатели для своей продукции. - ЯМЗ-530 можно применять не только на автомобилях, но и на различных буровых установках, дизель-генераторах, на водных судах. Диверсификация - наиболее быстрый путь к покупателю, - уверен он.

Рассказывая Президенту России о новом двигателе, Руслан Греков, руководитель проекта ЯМЗ-530, делает весьма наглядную оговорку.

- Сегодня, - произносит он и тут же поправляется, - точнее, вчера в этом сегменте рынка были представлены в основном зарубежные аналоги. Мы уже выпустили опытно-промышленные партии двигателей и можем сказать: рынок воспринял их на ура.

Первыми автомобилями, на которые был установлен газовый двигатель, вполне логично стали машины производства «Группы ГАЗ»: грузовики «ГАЗон NEXT» и «Урал NEXT», автобусы малого и среднего классов, выпускаемые на Павловском и Ликинском заводах. Десятки двигателей уже проходят испытания на автомобилях и промышленном оборудовании других предприятий России и стран СНГ. Судя по тому, как об этом рассказывают в Ярославле, отзывы приходят весьма позитивные.

Завод «Урал» - один из основных заказчиков нового двигателя. «Покупатели наших грузовиков уже сегодня интересуются, когда мы начнем серийный выпуск техники с ярославским газовым двигателем. Марка ЯМЗ - это бренд, которому, безусловно, доверяют», - говорит директор дивизиона «Грузовые автомобили» «Группы ГАЗ» Виктор Кадылкин.

Президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин рассказывал президенту о преимуществах двигателя: «Оснащение транспорта газовыми двигателями позволит значительно повысить экономичность и экологическую безопасность перевозок». Ведь двигатели ЯМЗ соответствуют лучшим мировым образцам по всем техническим характеристикам. А благодаря локализации компонентов стоимость двигателя сохранилась на привлекательном для покупателей уровне. Что и подтвердил президент, сказав, что «если мы хотим сохранить конкурентоспособность, всегда нужно быть на шаг впереди. Мы должно быть частью мирового процесса развития, и все равно стремиться быть на шаг впереди. По многим направлениям мы уже сегодня добива емся такого результата».

http://www.nnov.kp.ru/daily/26608.4/3624185/
Комсомольская правда