ВПЕРВЫЕ НА "УРАЛЕ"

Простое перечисление технических характеристик "Урала Next" способно повергнуть в шок. Колесная формула 6x6, углы въезда и съезда более 30?, дорожный просвет более 40 см, глубина преодолеваемого брода — 1,2 м. Этот грузовик невозможно остановить. Во всем мире есть с десяток компаний, которые выпускают технику подобного класса.

Стоит пересечь Уральский хребет, как все сомнения в необходимости грузовиков такого класса, как "Урал Next", исчезают. В России дорог мало, а вот бездорожья хватит на всех: Сибирь необъятна, и огромное расстояние надо осваивать и заселять. Именно здесь и живут эти машины — в непролазной тайге, в Заполярье, в пустынях и солончаках.

Самое заметное изменение — это новая кабина с капотом и оперением. Но переделано абсолютно все! Рама усилена и имеет антикоррозионное покрытие. При этом места крепления навесного оборудования кузовов и надстроек не изменились, так что кузовщикам не придется пересматривать технологические карты.

Навесили дополнительный 210-литровый топливный бак, теперь запас топлива 510 л.

Заменили гидропневматическую тормозную систему на пневматическую компании Wabco. Модернизировали мосты, раздаточную коробку и карданы, увеличив на 40% передаваемый крутящий момент и на 50% — срок службы агрегатов. Межколесная блокировка вошла в стандартную комплектацию.

Девятиступенчатая механическая коробка передач носит гордое имя ZF9S (есть возможность заказать и пятиступенчатую ЯМЗ-1105). Кстати, ярославская пятиступенчатая коробка не понравилась: усилие на рычаге слишком большое — порой приходится пользоваться полузабытым приемом двойного выжима сцепления. Так что ZF хотя и дороже, но предпочтительнее по всем показателям, включая диапазон передаточных чисел и удобство пользования.

Ну и самое интересное — двигатель: рядная дизельная ярославская шестерка ЯМЗ-536, при рабочем объеме 6,65 л. с него можно снять до 312 л. с.

Дверная ручка выше макушки, пол кабины на уровне груди, и забираться на водительское место приходится по трем ступенькам, нижняя из которых висит на гибком металлическом тросе (такое решение более выгодно с точки зрения живучести, иностранные производители зачастую предлагают либо жесткие складные металлические конструкции, либо ступеньку на резиновой петле — первые легко сломать на сложном рельефе, вторая не выдерживает наших морозов).

Забравшись в кабину, оказываешься в знакомом интерьере "ГАЗели" поколения Next, что неудивительно: кабины у них одинаковые. Единственное различие: есть блок клавиш на передней панели, отвечающий за управление трансмиссией. Да, впервые на "Урале" передний мост и понижающую передачу можно включить кнопкой. И здесь же кнопки управления давлением в шинах.

Приборная панель тоже унифицирована, и немного странно видеть тахометр, размеченный до 4 тыс. об/мин, и спидометр с максималкой 160 км/ч. На самом деле ЯМЗ-536 крутится до 2,3 тыс. об/мин, а максимальная скорость у полноприводного грузовика ограничена 85 км/ч.

Но унификация интерьера не распространяется на водительское кресло, и это прекрасно! Пневмоподвеска водительского сиденья совершенно не лишняя деталь на бездорожье.

Схема переключения передач — "двойное Н" — потребует привыкания, но в остальном эргономика на очень достойном уровне.

Опасения, что сильно наклоненное лобовое стекло негативно скажется на обзорности, оказались напрасными: видно все! Взирать на мир приходится с высоты 2,5 м, а оттуда открывается неплохой обзор.

Кабина полноценно трехместная: сюда действительно нормально помещаются трое взрослых людей крепкого телосложения (а много вы видели худых нефтяников?) в зимней одежде.

За кабиной самосвальный кузов объемом 10 куб. м и грузоподъемностью 10 тонн. Именно такие машины пользуются наибольшим спросом, поэтому УралАЗ разработал и строит такие кузова самостоятельно и дает заводскую гарантию на комплектный самосвал.

Дорожный просвет меряется по самой низкой точке — у "Урала" это картер моста, так вот под ним 400 мм! Угол въезда — 32?, съезда — 30?. База — 4560 мм. Есть возможность менять давление в шинах на ходу!

Поворот ключа — и оживает рядная дизельная шестерка. Пустая машина легко трогается с третьей передачи, и мы выкатываемся на площадку.

Если на прямой передаче "Урал Next" легко трогается "с третьей", то "на пониженной" (соотношение понижающей передачи 2,15) уже "с пятой", достаточно просто отпустить сцепление. Главная пара с передаточным числом 7,49:1 — это умопомрачительный крутящий момент, передаваемый на колеса. Это уже не грузовик — это легкий танк, который остановить просто невозможно.

Каменистый склон с поперечным уклоном, разбитая колея с ямами в полколеса, 30-градусный подъем... Все это преодолевается играючи, на скорости около 40 км/ч.

Мотает немилосердно — порой достаешь макушкой до потолка, но машина остается под контролем!

Лесовозная раскисшая глинистая колея глубиной "по ступицы" тоже не преграда: машина катится буквально на холостых оборотах, не допуская пробуксовки.

Среди тяжелых трехосных гражданских грузовиков на такое способен едва ли десяток моделей во всем мире! И при этом минимальная цена самосвала — 3,1 млн руб. Прямых конкурентов немного: полноприводные капотные модели тяжелых грузовиков в России представляет только Mercedes-Benz (Zetros) и КрАЗ. С "КрАЗом", разработанным в середине 70-х годов прошлого века, все понятно. MB Zetros с точки зрения обзорности неплох, но в нем ниже потолок и посадка тоже ниже. Да и собран Mercedes, как оказалось, грубее, чем "Урал", единственное преимущество — лучшая динамика, у MB Zetros лучше подобраны передаточные числа в коробке передач, и разгоняется он ощутимо быстрее. Однако цены на MB Zetros в три-четыре раза выше, чем на "Урал Next".

Агрессивный дизайн, выдающаяся проходимость, комфортная кабина и весьма привлекательные цены — это стартовый капитал, который надо реализовать. В нынешнем году уральцы планируют выпустить 850 новых грузовиков. Ну и еще одна новость: в текущем году "Урал Next" будет представлен на крупнейшем европейском автосалоне коммерческой техники IAA-2016 в Ганновере, куда съедутся все европейские перевозчики.

http://kommersant.ru/doc/3075457