Время первых

Комсомольская правда

Без них невозможно представить прошлое, настоящее и будущее. Во все эпохи и времена они были рядом с людьми и работали для людей: строили, спасали, боролись, преодолевали трудности. Это автомобили производства Горьковского автомобильного завода, ставшие первопроходцами во многих направлениях. Незаменимые в различных отраслях автомобили марки ГАЗ и по сей день сохраняют и расширяют завоеванное лидерство.

В этом году исполняется 85 лет со дня основания Горьковского автозавода. По автомобилям ГАЗ можно проследить историю становления и развития отечественного автомобилестроения. Многие из них олицетворяют целые эпохи в жизни государства. С именем предприятия связан масштабный переход страны на автомобильный транспорт, оснащение сельского хозяйства среднетоннажными грузовиками, организация пассажирских таксоперевозок.

С момента основания ГАЗ выпустил более 18 миллионов грузовых и легковых автомобилей, освоил производство свыше 350 моделей и модификаций техники

Горьковский автозавод сыграл огромную роль в развитии других предприятий отрасли – накопленный опыт специалисты ГАЗа передавали Ульяновскому автомобильному заводу, Волжскому автозаводу, Камскому комплексу заводов по производству грузовых автомобилей. На Горьковском автозаводе сформировалась конструкторская автомобилестроительная школа страны.

-    В начале 2000-х годов ГАЗ вошел в состав активов Олега Дерипаски и стал основой для создания ведущего российского холдинга по производству коммерческого транспорта – «Группы ГАЗ».
-    С 2003 года Горьковский автозавод первым в стране начал внедрять систему бережливого производства, которая позволила повысить производительность труда на предприятии в четыре раза.
-    За последние годы на ГАЗе был полностью обновлен модельный ряд – создана линейка автомобилей «ГАЗель NEXT» и «ГАЗон NEXT», и проведена модернизация производства: установлены новые роботизированные линии сварки, построен цех штамповки, введен в эксплуатацию современный окрасочный комплекс.
-    Сегодня ГАЗ является лидером на российском рынке (около 50% сегмента легких коммерческих автомобилей и около 70% сегмента среднетоннажных грузовиков) и активно расширяет экспортные продажи в странах СНГ и Дальнего Зарубежья.

ПРЕЕМНИК ЛЕГЕНДЫ
«ГАЗель NEXT» – легкий полуторатонный коммерческий автомобиль, созданный российскими инженерами в соответствии с лучшими мировыми стандартами. Флагман нового поколения легких грузовиков в России уже с первого года выпуска в 2013 году стал бестселлером российского рынка коммерческого транспорта, продолжая путь успеха полуторок Горьковского автомобильного завода. Именно с них начинается история всего ГАЗа. В 1932 году с конвейера предприятия сошел ГАЗ-АА, заслуживший право называться легендарным за безотказную работу в любых уголках страны и неоценимый вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

КОГДА ИМЯ – СУДЬБА
Это тот случай, когда народное название становится официальным именем модели. Среднетоннажный грузовик нового поколения «ГАЗон NEXT» перенимает эстафету у прославленного предшественника – ГАЗ-51, который в народе называли «ГАЗоном»: появившись в 2014 году на российском рынке, «ГАЗон NEXT» высоко оценен потребителями за выносливость и неприхотливость, и также, как и знаменитый ГАЗ-51, готов к покорению новых рынков. Выпускавшиеся с 1946 по 1975 год грузовики ГАЗ-51 были заняты не только во всех отраслях народного хозяйства страны, но и шли на экспорт в различные страны Азии и Африки, собирались в Польше, Китае, Корее, Болгарии, Албании.

ПОКОРИТЕЛИ БЕЗДОРОЖЬЯ
Разработка автомобилей, призванных работать в условиях бездорожья, всегда была в числе приоритетных задач для конструкторов ГАЗа. «Соболь 4х4» – современный многофункциональный рамный внедорожник, чьи габариты, динамика и потребительские характеристики приближены к легковому автомобилю. В списке достижений «Соболя» – многочисленные экспедиции, сложнейшие гоночные трассы, а также покорение арктического полюса холода в поселке Оймякон. Далекий предшественник «Соболя» – легковой полноприводный автомобиль ГАЗ-69, выпускавшийся с 1953 года. Эту машину широко использовали при освоении целины, в таежных районах страны, долгие годы она была основным транспортом в российской глубинке.

СПАСАЯ ЖИЗНИ
Горьковский автомобильный завод всегда занимал лидирующие позиции в разработке медицинских автомобилей и в настоящее время является их традиционным поставщиком в регионы страны в рамках национальных программ. В современной линейке завода представлены автомобили скорой помощи всех классов, созданные на базе микроавтобуса «ГАЗель NEXT». Машины оснащены необходимым медицинским оборудованием для экстренной помощи больному, обеспечивают максимальное удобство для пациента. О подобном уровне комфорта можно было только мечтать при производстве самого массового медицинского автомобиля прошлого века – санитарного автобуса ГАЗ-55, разработка которого была завершена к 1938 году. Тем не менее, использовавшиеся во время Великой Отечественной войны «фронтовые неотложки» ГАЗ-55 заслужили особую любовь за то, что плавно преодолевали разбитые дороги.

НА БОЛЬШИХ СКОРОСТЯХ
Отдельная страница в истории Горьковского автомобильного завода – спортивные и гоночные автомобили. Испытатели на газовских болидах многократно становились Чемпионами СССР на различных дистанциях, а современные гонщики на спортивных автомобилях «ГАЗель NEXT» – Чемпионами России в классе «Рейд-спорт». Первый советский гоночный автомобиль заводского производства ГАЗ ГЛ-1 – «Гоночный Липгарта» был создан именно на Горьковском автомобильном заводе. На нем автогонщик Аркадий Николаев в 1940 году установил абсолютный всесоюзный рекорд скорости – 161,87 км/ч. Также именно на ГАЗе был собран первый в мире автомобиль с турбореактивным двигателем ГАЗ-ТР. Сегодня ГАЗ берет первые призы уже не в шоссейных, а в ралли-рейдовых гонках, используя при этом в спортивных автомобилях серийные узлы и агрегаты.

ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ ГАЗ
Газомоторное топливо – экологически чистый и самый экономный вид топлива по сравнению с дизелем и бензином, к тому же продлевающий ресурс работы двигателя в 1,5 раза. Сегодня ГАЗ является ведущим российским автопроизводителем, который применяет альтернативные виды топлива и выпускает полный модельный ряд автомобилей поколения NEXT, работающих на сжатом и сжиженном природном газе. Разработкой и выпуском газомоторных автомобилей Горьковский автозавод впервые занялся более 80 лет назад. В 1935 году на предприятии был начат выпуск первых полуторок с газогенераторной установкой, где топливом для автомобиля являлся продукт сжигания деревянных чурок. Самым массовым газогенераторным автомобилем в СССР стала модификация ГАЗ-42, работавшая практически на «подножном корму».

АВТОМОБИЛИ В ПОГОНАХ
Горьковский автомобильный завод является одним из крупнейших поставщиков автомобильной техники для МВД РФ. Номенклатура поставок широка – от базовых моделей до специализированных передвижных комплексов. В современной линейке это пункты управления беспилотными летательными аппаратами, комплексы для работы оперативно-следственных групп, передвижные узлы связи на базе фургона «ГАЗель NEXT». Автомобили марки ГАЗ на протяжении нескольких десятилетий подтверждали свою функциональность и незаменимость в работе служб МВД, успели стать культовыми, снявшись в качестве полноправных героев фильмов. Легендами советской милиции стали ГАЗ-М20 «Победа», ГАЗ-21 «Волга» и ГАЗ-24.

ЗАРАБОТАЛИ НА ХЛЕБ
Хлеб во все времена должен вовремя появляться на прилавках магазинов. Для бесперебойной работы по доставке жизненно важного продукта уже более 80 лет используются разные поколения автомобилей ГАЗ. Сегодня это – хлебные фургоны «ГАЗель NEXT», отвечающие самым жестким требованиям к перевозке хлебобулочных изделий. Первые хлебные фургоны на базе автомобиля ГАЗ-АА появились в 1934 году, однако их выпуск был небольшим. А самыми массовыми и узнаваемыми в российских городах вплоть до 1980-х годов прошлого века оставались фургоны на базе ГАЗ-51 и ГАЗ-52 с традиционной надписью «Хлеб».

МЕДПУНКТ НА КОЛЕСАХ
Современные медицинские технологии спешат стать доступными пациентам в отдаленных населенных пунктах. Для этих целей Горьковский автозавод разработал мобильный медицинский центр на базе микроавтобуса «ГАЗель NEXT». Автомобиль, состоящий из двух независимых модулей – медицинских кабинетов площадью до 8 кв. м, предназначен для выездных медицинских осмотров, лабораторных исследований, диагностики, диспансеризации. На роль автомобиля с неповторимой эстетикой, занятого в службе оказания медицинских услуг, в советские годы претендовал ГАЗ-12А ЗИМ, который выпускался с 1951 по 1960 годы. Салон автомобиля был разделен перегородкой на отсеки: водительский и санитарный, в санитарном располагались носилки, два кресла для медперсонала и лекарственный столик.

БОРЦЫ С ОГНЕМ
На базе различных грузовых автомобилей ГАЗ создаются машины для пожарных служб. Современный пожарный «ГАЗон NEXT» имеет двухрядную 6-местную кабину с увеличенными размерами. Автомобиль служит для доставки боевого расчета, пожарно-технического вооружения и запаса огнетушащих веществ к месту пожара. Одной из первых массовых пожарных машин в России стала собираемая с 1932 года модель на базе полуторки ГАЗ-АА. До 1940 года машина носила название «пожарный насос имени «Автодора», затем ей была присвоена аббревиатура ГАЗ ПМГ-1, «пожарная машина ГАЗ, первая модель». Шесть бойцов пожарной дружины размещались на продольных скамьях за кабиной, а в кабине – их командир и водитель.

ПАССАЖИР – ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО!
О комфорте и безопасности пассажиров на Горьковском автомобильном заводе думали всегда. Новый каркасный автобус «ГАЗель NEXТ» представляет собой оптимальное сочетание этих параметров и стал идеальным решением для городских маршрутов. В его салоне с полным комфортом могут разместиться 22 человека. ГАЗ начал создавать каркасные автобусы на шасси грузовых автомобилей еще в 1932 году. Самым массовым отечественным автобусом довоенного производства стала модель ГАЗ-03-30, модернизированная в 1938 году и собиравшаяся до 1950 года. Также на базе основной модели было выпущено около сотни специальных автобусов для рабоче-крестьянской Красной армии, в каждом из которых был создан мини-штаб, где могли разместиться до 8 офицеров.

ПИКАП ГАЗ: ПОЛЕЗНОЕ ЗНАКОМСТВО
Первыми серийными пикапами в России стали автомобили ГАЗ-415 на шасси «Эмки». Именно о них, осматривая прототипы, сказал Иосиф Сталин в далеком 1938 году: «Незаменимая машина для наших колхозов». Современный прототип пикапов марки ГАЗ – полноприводный «Вепрь NEXT», представленный на выставке COMTRANS/17 не оставил равнодушным многих пользователей, которые с сентября 2017 года терзают поисковики запросами: «"Вепрь NEXT" купить цена». Жестко подключаемый передний мост, самоблокирующиеся дифференциалы в переднем и заднем мостах, понижающая передача, система регулирования давления в шинах, высокий дорожный просвет и другие конструктивные особенности позволяют автомобилю преодолевать самые сложные препятствия, причем делать это наряду с высоким уровнем эргономики и комфорта, непривычном для внедорожного грузовика.

ВЕЗДЕходы ГАЗ!
Брутальные, необычные автомобили-амфибии марки ГАЗ похожи на инопланетные корабли. Современному вездеходу-амфибии «Соболь», концепту, представленному впервые в сентябре 2017 года, по силам и бездорожье, и снежные равнины, и болотистая местность, и преодоление водоемов. Управление раздаточной коробкой – электронное. Понтоны в передней и боковой частях позволяют машине держаться на плаву даже при полной загрузке. Вездеход оборудован электронной системой регулировки давления в колесах, гребным винтом с электроуправлением, предпусковым подогревателем и дополнительным отопителем салона, электрической лебедкой, системой откачки воды, шинами низкого давления с минимальной нагрузкой на грунт. Одной из первых машин-амфибий марки ГАЗ стала модель ГАЗ-46 с водоизмещающим корпусом на базе ГАЗ-69. Выпуск амфибий продолжался на ГАЗе и после переноса производства «шестьдесят девятых» в Ульяновск. Всего с 1954 по 1958 год было изготовлено 654 таких автомобиля.

https://www.kp.ru/putevoditel/vremya-pervyh/