ИНТЕРВЬЮ ПРЕЗИДЕНТА «ГРУППЫ ГАЗ» В.Н. СОРОКИНА

ВЕДУЩИЙ: Группа ГАЗ представила обновленный логотип. В компании считают - ребрендинг позволит успешнее представлять продукцию за рубежом. Внешние рынки ГАЗ собирается осваивать в партнерстве с японской ISUZU. О перспективах российского грузового транспорта моему коллеге, Артему Ямщикову, рассказал глава ГАЗа Вадим Сорокин.

Интервью

КОРР.: Вадим Николаевич, здравствуйте. Здесь, на выставке «Комтранса» компания представила свое новое или, даже лучше сказать, обновленное лицо. Появился новый бренд. Скажите, почему именно сейчас выбрано время для этого шага?

Вадим СОРОКИН, президент, генеральный директор «Группы ГАЗ»: Олег как символ Нижегородской области, впервые появился на автомобилях ГАЗ-12, известных в стране под именем «ЗИМ», в 1949 году. В том виде, в котором мы привыкли сегодня видеть бренд, логотип бренда группы ГАЗ, он появился в 1997 году. И посмотрите, какие изменения произошли за этот период. В 1997 году это просто был Горьковский автомобильный завод. За это время компания преобразилась в крупнейший машиностроительный холдинг, включающий в себя пять дивизионов, тринадцать заводов. И изменилась компания не только внешне - она изменилась внутренне, она изменялась в своих продуктах. И мы считаем, что вот этот новый бренд, который мы сегодня представили всем - как потребителям, так и жителям нашей страны, - он отражает устремления нашей компании в расширении географии продаж и выход на зарубежные рынки. Это совсем не простая задача: взять и изменить логотип бренда. За этим логотипом, который мы использовали в последние годы, стоят традиции, опыт, знания, история автомобилей, которые выпускал Горьковский автомобильный завод. Поэтому мы очень тщательно к этому подошли. И мы сохранили оленя как символ нашей группы - оленя, который гордо идет вперед, уверен в своих намерениях. Он сильный, мускулистый. Обратите внимание, впервые на бренде у оленя появился глаз. То есть, он уже не просто идет - он очень хорошо видит, куда он идет, и знает, чего он хочет.

КОРР.: Насколько я понимаю, новый значок появится и на автобусах?

Вадим СОРОКИН: Новое поколение автобусов, которое мы представляем сегодня на этом стенде, создается на единой технологической платформе с использованием единых узлов, агрегатов. Поэтому логичным для группы было консолидировать под новым логотипом и продукцию дивизиона автобусов, что позволит усилить восприятие и нашей автобусной группы, и всей Группы ГАЗ в целом.

КОРР.: Сегодня вы представили здесь семь новинок - поколение NEXT, пожалуй, может быть, основная из них - это ГАЗель NEXT. Что нового в этой модели? Чем будете покорять своих клиентов?

Вадим СОРОКИН: За этими семью автомобилями стоял огромный труд коллектива - как дивизиона легких коммерческих автомобилей, дивизиона грузовиков и дивизиона автобусов. Но может быть, что еще более важно, - это то, что все эти автомобили могли появиться только в результате совместной работы всех трех дивизионов, плюс дивизиона «Силовые агрегаты» и дивизиона «Компоненты». Конечно, самым значимым для нас является появление цельнометаллического кузова. Это огромный проект. В 2013 году мы запустили нашу бортовую машину, и для примера я вам могу сказать, что вес только штамповой оснастки на кабину, капот, крылья вот этой новой кабины составил 1 миллион 750 тысяч килограммов. Двухрядная кабина потребовала дополнительной штамповой оснастки на 980 тысяч килограммов. Так вот, вес только штамповой оснастки на стальные детали и узлы цельнометаллического кузова составил 4 миллиона 680 тысяч килограммов - три океанских лайнера привезли в порт Санкт-Петербург, триста вагонов, доставили их в Нижний Новгород. Мы получили их только в июне месяце. И за эти практически два с половиной месяца мы все смогли смонтировать, отладить и запустить. Это говорит о том, что у компании огромное желание выпускать новые продукты, огромный профессионализм. И мы все понимаем, как важно наряду с обновлением компании обновлять и наши продукты.

КОРР.: Насколько я понимаю, «ГАЗель NEXT» - это еще и вопрос импортозамещения, поскольку вы с ней выходите на новый для себя рынок. Кого собираетесь теснить на нем?

Вадим СОРОКИН: Я могу привести пример, базируясь на цифрах, например, 2013 года. В 2013 году мы произвели 25 тысяч цельнометаллических автомобилей семейства «ГАЗель Бизнес». И мы в рынке примерно занимали 25 процентов. Это говорит о том, что оставшиеся 75 процентов занимали другие компании, и эти 75 процентов - это 75 тысяч автомобилей. Кто работает на этом рынке? Ну понятно, это практически все те, кто присутствуют сегодня и на этой выставке. Это, конечно же, и Ford, конечно же, и Mercedes - мы сами его производим по заказу наших партнеров. Это, конечно же, и Peugeot, и Citroen, и так далее, и так далее. И вот те конкуренты, с которыми мы собираемся бороться на нашем поле.

КОРР.: Вадим Николаевич, не могу не спросить о недавно подписанном меморандуму с ISUZU и ITOCHU. И насколько я понимаю, речь идет не только о производственно-компонентной базе ISUZU, но и продаже уже этой продукции через торговые представительства ITOCHU в более чем шестидесяти странах мира, - так я понимаю?

Вадим СОРОКИН: Я думаю, все те направления нашего сотрудничества, они были хорошо изложены в пресс-релизе, который мы распространили. И они, конечно, включают в себя ряд направлений. Первое - это совместная разработка, развитие и продвижение на разные рынки сбыта нашего семейства автомобилей - ГАЗелей, с различными силовыми агрегатами, включая силовые агрегаты компании ISUZU. Второе - это совместная разработка автомобилей смешанного использования полной массой 25-48 тонн, с использованием агрегатов и возможностей обеих компаний. И конечно же, развитие нашего автобусного дивизиона. Первый представитель этой совместной работы вы можете видеть уже на выставке, он представлен здесь, это «Вектор-3». Это автобус, который мы производим на шассе автомобилей ISUZU и который как раз закрывает ту брешь в продуктовой линейке. Потому что автобусы на платформе ГАЗелей мы могли выпускать пассажировместимостью 19+1, автобусы на платформе «ГАЗонов NEXT» - это на «Вектор NEXT», начиная с 20, с 30 до 53 пассажиров. Дальше мы имели полную линейку автобусов, которую мы покрывали продукцией Ликинского автобусного завода, а вот от 20 до 33 пассажиров у нас не было ничего. Вот это как раз яркий пример и доказательство того, как две компании вместе, сотрудничая и двигаясь в одном направлении, могут улучшать свое положение на рынке, дополняя друг друга.

КОРР.: Компания ваша работает в трех основных направлениях - это легкие коммерческие авто, грузовики и автобусы. Очевидно, что сейчас ситуация на рынке не самая благоприятная. У вас есть какие-то изменения в стратегии развития компании, чтобы как-то сгладить эти экономические шоки?

Вадим СОРОКИН: Мы видим, что рынок легких коммерческих грузовиков снизился примерно на 40 процентов. Мы видим наше падение в пределах 20-24 процентов. С другой стороны, нивелировать это можно только одним: продвигая свою продукцию на внешние рынки. У нас сильны позиции в странах СНГ, но все, что дальше - это все то, что нам приходится вновь изучать. И откровенно говоря, нас там никто не ждал. Каждый из этих рынков - он очень хорошо защищен либо таможенными барьерами, либо техническими регламентами. Поэтому совместное использование торговой сети ITOCHU - я думаю, что интересно как для нас, так и для компании ITOCHU.

КОРР.: То есть, я правильно понимаю, что в связи со скачками курсов валют сейчас наиболее благоприятная ситуация для экспортеров, и именно поэтому вы ориентируетесь на экспорт? Куда планируете поставлять свою продукцию?

Вадим СОРОКИН: Ну, да. Например, Уральский автомобильный завод, у которого более 50 процентов экспорта, конечно, нивелирует и хеджирует те валютные риски, которые есть у Группы вообще. И наша задача - сделать так, чтобы все дивизионы имели уровень экспорта 30 процентов, не менее. Смотрите, мы уже пришли, мы начинаем продавать свои автомобили в Сербии. Понятно, что мы заинтересованы в продаже наших автомобилей и в Европе. Но поверьте мне, в Европе никто сегодня не зарабатывает денег на производстве и продаже автомобилей. Но Европа очень интересна с точки зрения понимания требований к автомобилю со стороны клиентов, со стороны рынка. И эти требования нужно научиться реализовывать в тех автомобилях, которым выпускаем. Вот если мы их реализуем, то, конечно же, мы будем успешны на всех остальных рынках. А с точки зрения каких-либо потенциальных рынков, на которых можно получить результат гораздо быстрее, - ну вот Вьетнам, например, Куба, Латинская Америка, Египет.

КОРР.: Спасибо вам большое, и пожелаю успеха.

Вадим СОРОКИН: Спасибо.